«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Анна Мари Мозес
Сегодня я расскажу вас о женщине с удивительной судьбой, которая прожила долгую, непростую, но счастливую жизнь. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мари Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.
Анна Мари родилась и выросла в многодетной семье фермеров Робертсонов, и считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, была очень бедна. Девочка получила лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. В двенадцать лет ей пришлось пойти работать к богатым соседям.
Замуж Анна Мари вышла по тогдашним меркам поздно: в 27 лет, за такого же бедного работника фермы. После свадьбы молодожены вместо свадебного путешествия отправились искать место, где больше платят, чтобы накопить денег на собственный участок земли для фермы.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет. Именно столько потребовалось, чтобы скопить достаточно денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. Всю жизнь она прожила на своей ферме в этом маленьком провинциальном городке.
Жизнь Анны Мари прошла в тяжёлых крестьянских трудах: просыпаться нужно было до зари, доить коров, ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду.
Когда Анне Мари было 67 лет, делами семейной фермы занялся младший сын, а у нее вдруг оказалось слишком много свободного времени. Анна Мари была не из тех, кто может сидеть целый день сложа руки: «Я просто не могла сидеть в кресле-качалке», говорила она позже в одном интервью. Миссис Мозес сначала занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя из-за артрита ей пришлось оставить это занятие. В детстве Анна Мари очень любила рисовать и дочь предложила матери попробовать начать рисовать картины…
И она взяла в руки кисть и всю свою доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года начала переносить на холст. Часто она рисовала картины по памяти из своего детства. Рисовать ее никто никогда не учил. Картины получались очень самобытными, добрыми, яркими, немного наивными, похожими на детские рисунки… Свои картины Миссис Мозес дарила родственника и знакомым. Картины вызывали положительные эмоции и улыбку у всех, кто их видел.