КАРТИНЫ БАБУШКИ МОЗЕС

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Анна Мари Мозес
Сегодня я расскажу вас о женщине с удивительной судьбой, которая прожила долгую, непростую, но счастливую жизнь. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мари Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Анна Мари родилась и выросла в многодетной семье фермеров Робертсонов, и считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, была очень бедна. Девочка получила лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. В двенадцать лет ей пришлось пойти работать к богатым соседям.

Замуж Анна Мари вышла по тогдашним меркам поздно: в 27 лет, за такого же бедного работника фермы. После свадьбы молодожены вместо свадебного путешествия отправились искать место, где больше платят, чтобы накопить денег на собственный участок земли для фермы.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет. Именно столько потребовалось, чтобы скопить достаточно денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. Всю жизнь она прожила на своей ферме в этом маленьком провинциальном городке.
Жизнь Анны Мари прошла в тяжёлых крестьянских трудах: просыпаться нужно было до зари, доить коров, ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду.
Когда Анне Мари было 67 лет, делами семейной фермы занялся младший сын, а у нее вдруг оказалось слишком много свободного времени. Анна Мари была не из тех, кто может сидеть целый день сложа руки: «Я просто не могла сидеть в кресле-качалке», говорила она позже в одном интервью. Миссис Мозес сначала занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя из-за артрита ей пришлось оставить это занятие. В детстве Анна Мари очень любила рисовать и дочь предложила матери попробовать начать рисовать картины…
И она взяла в руки кисть и всю свою доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года начала переносить на холст. Часто она рисовала картины по памяти из своего детства. Рисовать ее никто никогда не учил. Картины получались очень самобытными, добрыми, яркими, немного наивными, похожими на детские рисунки… Свои картины Миссис Мозес дарила родственника и знакомым. Картины вызывали положительные эмоции и улыбку у всех, кто их видел.
 

 

В 1938 году выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, неизвестно как попавший в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Луис был очарован картинами и не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка Мозес не поверила ни единому его слову…
 
Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам «из глубинки». К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры «народного» творчества…
В октябре 1940 года, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка под названием: «Что рисует жена фермера», на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.
С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. И везде из принимали очень тепло, ведь сюжеты простых и наивных картин не требовали особых знаний искусствоведения и были понятны и близки каждому человеку: счастливое деревенское детство, семейные праздники, сцены из обычной жизни сельчан…Картины бабушки Мозес, простые, незатейливые и добрые, как она сама, никого не оставляли равнодушными, даря радость и наполняя сердца теплом и счастьем.
 
Один критик сказал об Анне Мари Мозес: «Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».
Та что в нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала настоящей знаменитостью и звездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография.
За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов! Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации… Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Её дни рождения отмечались на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «днём Бабушки Мозес», звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы…
Но Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира и вся эта шумиха вокруг ее картин и ее самой. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: ее картины продавались за большие деньги, а еще сюжеты работ художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов… Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.
«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу», — говорила она. — «И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Она прожила 101 год и оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих красоту природы, теплоту обычного человеческого счастья, волшебство праздников и свет души самой художницы.
А теперь ВНИМАНИЕ для тех, кто считает, что ему в 30, 40, 50, 60 и т.д. … лет поздно начинать что-то новое в своей жизни, поздно начинать заниматься творчеством, поздно делать то, что нравится и хочется:
Когда Анна Мари Мозес начала рисовать ей было 76 лет. Она прожила 101 год, создав более 1600 картин и рисунков. То есть, начав творить в преклонном возрасте 76-ти лет она творила еще ЦЕЛЫХ 25 лет! Полноценных, активных, творческих лет не в кресле-качалке у камина,  в полудреме предаваясь воспоминаниям о прошлом, а с кистью в руках и холстом на коленях, передавая свет и доброту своей души на полотна своих картин.
Не поздно, слышите, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО заняться тем, что любишь и начать воплощать свои мечты. Берите пример с Бабушки Мозес, и вспоминайте эту историю всегда, когда вам захочется опустить руки и отказаться от своей мечты!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
С любовью и верой в вас, Наталья Аряева.

P.S. Если вы тоже хотите вместо скучной рутинной работы зарабатывать своим творчеством, если вы готовы действовать и вам нужна помощь и поддержка на этом непростом пути, я приглашаю вас личный коучинг. Творчество, любимое дело, самореализация — все это очень важно для счастливой жизни. Если вы сейчас работаете на работе, которая не радует вас, не задействует и не развивает ваш потенциал, меняйте ситуацию. Вы сможете это сделать. Я смогла и вы тоже сможете. Все в ваших руках. «У Бога нет других рук, кроме наших». Действуйте. Все обязательно получится!