ТВОРЧЕСТВО И СЧАСТЬЕ. ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

В этой статье речь пойдет о творчестве.  Для многих слово «Творчество» означает что-то выдающееся и масштабное: признанный и известный во всем мире талант, картины, которые стоят бешеные деньги, или выступление на сцене перед залом восторженных зрителей, и другие подобные вещи. А творческие люди воспринимаются как избранные, наделенные особым талантом люди, до которых обычному человеку никогда не дотянуться. Нет, речь пойдет совсем не об этом. Мы будем говорить о творчестве в повседневной жизни. Творчестве для души.
В каждом человеке есть творческая жилка, творческие способности, зачатки талантов. Они словно семена и их не один, не два, а много. И для того, чтобы они проросли и дали свои плоды, им нужно создать условия для роста и развития. Если этого не делать, они так и останутся в зачаточном, не проявленном состоянии. Каждый желудь в своем потенциале – огромный, мощный дуб. Но чтобы он стал этим дубом, ему нужны условия: земля, свет, вода, питательные вещества и пространство для роста. Также и с нашими талантами: не уделяем время и внимание, не развиваем – он так и останется на уровне способности или предрасположенности к тому или иному делу, чтобы талант раскрылся и превратился в настоящее мастерство с ним нужно работать.

То, что каждый человек рождается творческим и креативным видно по детям: каждый ребенок творит в меру своих сил и способностей, каждый ребенок полон идей и нестандартных подходов к решению любой ситуации. Ни один ребенок не боится творить, пробовать чего-то новое: рисовать, лепить, петь, танцевать… Они делают это легко, естественно, спонтанно, находясь полностью в процессе и получая от него удовольствие. Они не боятся сделать что-то не то, они рады тому, что у них получается и им даже в голову не приходит, что то, что они делают, может быть нехорошо, некрасиво, безвкусно. Они делают свои нехитрые поделки со всей душой и с такой же радостью дарят их своим любимым людям: родителям, бабушками и дедушкам и т.д. И это творческое взаимодействие с миром происходит постоянно. У маленького ребенка есть возможность делать то, что он хочет, выражать себя так, как он хочет. И он счастлив в каждый момент своей жизни.
Проходит время, ребенок взрослеет, его начинают сравнивать с его сверстниками, и, конечно, всегда не в его пользу. Появляются обязанности: школа, где нужно сидеть смирно и зубрить то, что ему совершенно не интересно, домашние задания, дополнительные занятия, которые не всегда выбирает сам ребенок. На то, чтобы делать то, что хочется именно ему, остается очень мало времени. В это время творчества в жизни ребенка становится меньше, но оно пока есть. Но теперь ребенок, ставший подростком уже начал  сомневаться в себе и в своих способностях, начал сравнивать себя с другими и критически относиться к тому, что у него получается.
Потом институт, работа. И тут у абсолютного большинства людей на творчество не остается ни времени, ни сил. А те, кто оказались на рутинной офисной работе с бумагами,  вовсе окончательно теряют контакт со своим творческим началом.
И наступает «День сурка», когда каждый день похож один на другой, когда день за днем проходят в суете серых, безрадостных будней, и человек движется, словно, по кругу: «дом-работа-дом»…
В такой жизни нет места спонтанности,  естественности,  в ней все определено и все тропинки давно протоптаны и известны. В ней нет места развитию и самовыражению личности. В такой жизни мало радости и счастья. И вот, вроде все устроено, так как хотелось: престижная должность, высокая зарплата, хороший коллектив, отношения, квартира, машина, поездки в отпуск… И острое понимание, что не хватает в твоей жизни чего-то очень важного, не хватает самой жизни. Когда ты, как в далеком детстве, с утра встаешь и радуешься новому дню, потому что ведь мир такой огромный и каждый день – это обещание новых открытий в этом мире и в самом себе. Когда тебе каждый день интересно и радостно жить. Когда каждый день твоей жизни до краев наполнен тем, что ты любишь… Всему этому не нашлось места в твоей взрослой жизни. А это то, для чего мы пришли в этот мир – не ходить одними же и теми давно проторенными кем-то другим тропами, а прокладывать свои дорожки и тропинки, и познавать себя и этот мир во всем его многообразии.
Можно ли вернуть свою радость, счастье, интерес к жизни? Можно. И поможет в этом именно творчество.
Как же связаны между собой счастье и творчество?
Наш мозг состоит из двух частей: левой и правой. При этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи.

Правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, музыку, запахи, целостную картину мира, интуицию. Люди, у которых больше развито правое полушарие мыслят образами, живут ощущениями. 
Правое полушарие — это интуиция, связь со своим внутренним Я, ориентация на себя. Когда хорошо развито правое полушарие, человек живет, ориентируясь прежде всего на себя, на свои чувства и интуицию, делая только то, что способствует поддержанию его гармоничного состояния, и не делая того, что эту гармонию нарушает.
Левое полушарие логичное. Оно отвечает за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, восприятие отдельных деталей окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект.
Когда у человека преобладает действие левого полушария, у него нарушена связь со своим внутренним я, он живет, ориентируясь прежде всего на общественное мнение, подчиняясь правилам, действуя в рамках общепринятых шаблонов поведения.
Для успешной и активной жизни необходима слаженная работа обоих полушарий мозга, которые становятся поочередно более активны в зависимости от стоящей перед человеком на данный момент задачи. Можно быть физиком, математиком, инженером с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не изобрести и не открыть. А можно быть творцом и иметь тысячу идей и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Что же делать людям, у которых преобладает работа левой или правой стороны мозга? Состояние мозга не статично, оно развивается в течение всей жизни. И работу двух полушарий можно привести в гармоничное состояние.
Так, например, логическое мышление, чтение, письмо активизирует левое полушарие, а слушание музыки, мечтания, медитация, любая работа воображения – правое. В зависимости от нашей деятельности, то или другое полушарие становится активным.

В книге Уильям Юри «Договорись с собой… и другими достойными оппонентами» есть такой важный для нас и нашей темы отрывок:
«Доктор Джил Боулт Тейлор, нейрофизиолог из Гарварда, в возрасте тридцати семи лет перенесла инсульт, поразивший левое полушарие мозга. «Сколь многим ученым представляется возможность изучить собственный мозг изнутри? — спрашивала она. — В течение четырех часов я наблюдала за тем, как мой мозг теряет способность обрабатывать информацию. В то утро я не могла ходить, говорить, читать, писать или вспомнить хоть какой-то момент из своей жизни».
Тогда же Тейлор, к ее великому удивлению, начала испытывать эйфорию: она избавилась от всех тревог. «Представьте, как бы вы чувствовали себя, отключившись от постоянной болтовни мозга. Я ощущала миролюбие». Чувство обособленности — оптическая иллюзия — исчезло, и Тейлор снова ощутила связь с жизнью. Даже не подозревая об этом, Джил изменила восприятие мира на дружелюбное.
Ей понадобилось восемь лет, чтобы оправиться от инсульта. Процесс восстановления протекал медленно и сложно, но желание Тейлор поделиться с другими состоянием счастья и покоя мотивировало ее. Она разобралась в происходящем с точки зрения различий функций мозговых полушарий.
Если коротко, то левая сторона мозга (пострадавшая у Тейлор) отвечает за речь, логику, суждения и чувство времени — инструменты, необходимые в повседневной жизни.
«Наше левое полушарие мыслит линейно, создает и понимает речь, определяет границы ее начала и конца, делает суждения о том, что верно, а что нет, и является владыкой деталей, деталей и деталей этих деталей… Оно сосредотачивается на наших отличиях и специализируется на критике непохожих на нас.» — полагает Тейлор.
Если левое полушарие отвечает за чувство обособленности от других, то за счет правого мы ощущаем связь с жизнью и окружающими.
«Наше правое полушарие фокусируется на сходствах, на настоящем моменте. оно сострадательно, эмоционально, открыто и поддерживает посторонних людей», — считает Тейлор.
Мы нуждаемся в левом полушарии: оно защищает от опасностей. Но правое также необходимо, чтобы мы ощущали связь с миром и удовлетворенность, которую почувствовала Тейлор после инсульта.
Тейлор случайно удалось полностью «подключиться» к правому полушарию. А найдя этот путь один раз, она смогла находить его снова и снова. Но как насчет остальных? Как нам сознательно заглушить голос левого полушария, когда он не приносит пользу?
Один из способов, по мнению Тейлор, — творческие и физические занятия, тренирующие правое полушарие. Сама Джилл, например, катается на водных лыжах, играет на гитаре и создает витражи. А моим любимым времяпрепровождением (с шестилетнего возраста: тогда я жил в швейцарских Альпах) является восхождение в горы. Вид с вершины захватывает дух. Кажется, что мир простирается подо мной, а небо — надо мной, а я уменьшаюсь, ухожу на второй план — маленькая точка заняла свое место на холсте вселенной. Я чувствую себя бесконечно ничтожным и одновременно бесконечно большим, присмиренным и возвышенным.
Мы настолько привыкли видеть мир через призму левого полушария, логического, критического и полного границ, что такую всеобщую связанность трудно понять.
Однако мы рождаемся с этим ощущением: младенцы в утробе и новорожденные, сосущие грудь, естественным образом чувствуют связь, плохо представляя, где заканчивается их тело и начинается тело матери. Будучи взрослыми, мы ловим проблески большей картины в моменты глубокой любви или созерцая красоту. Каждый имеет врожденную способность соединиться с окружающим, нужно всего лишь практиковаться.
Поскольку действительность гораздо чаще привлекает к работе левое полушарие, нам стоит ежедневно тренироваться и развивать способности правого.
Каждый день мы можем провести некоторое время на нашей «внутренней горе» — погуляв в парке, немного посидев в тишине или уделив время медитации или молитве. Мы можем созерцать или создать произведение искусства, мы можем послушать или сыграть красивое музыкальное произведение. Регулярно медитируя, гуляя в парке, просто сидя в тишине, мы создаем нервные пути назад к правому полушарию, и чем чаще они используются, тем сильнее становятся.»
Если мы хотим стать более счастливыми и гармоничными людьми, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие. Самый простой и естественный путь для этого – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танцы, слушание музыки, восприятие запахов и другая деятельность, которая связана с ощущениями, фантазией, образами. 
Жизнь абсолютного большинства людей устроена так, что больше задействовано левое, логическое полушарие. Это начинается еще в школе, продолжается в институте и закрепляется на рутинной офисной работе, где от человека требуется ежедневно выполнять одни и те же нудные обязанности, в которых никак не используются его творческие способности.
Чтобы восстановить контакт со своим внутренним я, со своей интуицией и творческим началом необходимо как можно чаще подключать к работе свое правое полушарие. А любые творческие занятия – это эффективный способ сделать это.
При этом совершенно не нужно ставить себе задачу создать шедевр и критически относиться к плодам своего творчества. Для вас сейчас творчество выступает как исцеляющая сила, как способ, помогающий гармонизировать свое внутреннее состояние и соединиться со своим внутренним Я. А для этого важно разрешить себе творить спонтанно, интуитивно, не привязываясь к результату. Только такой творческий процесс поможет решить эту задачу.
С чего начать? Я советую вам начать с того, о чем вы давно мечтаете, но считаете, что у вас к этому нет никаких талантов. Это может быть рисование, пение, игра на каком-то музыкальном инструменте, какое-то рукоделие, написание книг и статей, украшение тортов, — что угодно, что вам очень хочется делать. Просто начните. Найдите в интернете уроки, как это делается, или запишитесь на специальные курсы, купите необходимые материалы и приступайте, не заморачиваясь результатом. Просто делайте в свое удовольствие. И наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни.
Если же у вас нет влечения к какому-то определенному виду творчества и вы уверены, что у вас совершенно нет никаких творческих способностей, я вам рекомендую начать ваше Творческое возрождение:
  1. Начать ежедневно писать Утренние страницы. Утром (а можно днем или вечером ). Для этого выделите 20-30 минут свободного времени и испишите три листа бумаги теми мыслями, которые есть на данный момент в вашей голове, совершенно не заботясь о результате, правописании и связанности изложения. Это так называемое «потоковое письмо», которое избавляет от мусора в голове.
  2. Ходить раз в неделю на Творческие свидания с самой собой.  Выделите себе раз в неделю 2-3 часа свободного времени и отправляйтесь в одиночестве туда, куда вам хочется: на выставку, на прогулку в парк, в художественный магазин и т.д. Ваша задача на этом свидании посвятить все это время себе, слушать себя, получить от этого времяпрепровождение вдохновение и идеи для вашего жизнетворчества.
  3. Каждый вечер какое-то время посвящать интуитивному рисованию.  Просто возьмите лист бумаги, гуашь или акварель, кисточки, а можете рисовать руками. И просто нанесите на бумагу краски так, как вам хочется в данный момент, не заботясь о том, что у вас получается. Можно создавать сначала фон, нанося штрихи из разных красок на бумагу, или сначала нанести на лист бумаги воду кисточкой, а потом оставлять акварелью разноцветные размытые пятна. Сосредоточьтесь на своих чувствах и ощущениях. Пусть у вас получаются абстакции и «каляки-маляки», — это не важно. Важно то, что делая это, вы соединяетесь с самой собой, со своими чувствами, и гармонизируете свое состояние.
  4. Посматривать по сторонам: заходите на Ярмарку мастеров, посещайте выставки рукоделия, художественные выставки, фотовыставки и разные другие интересные вам мероприятия – ищите то, что найдет отклик в вашем сердце и на чем захочется остановиться подольше и изучить поглубже.
Книга «Путь художника» станет вашим верным помощником на Пути вашего творческого возрождения.
Наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни.
А происходить будет вот что:
  1. Вы обретете контакт с самой собой, будете жить в гармонии с собой и миром.
  2. Появится вера в себя и в свои силы и в то, что вы можете сделать то, что хотите и что вам действительно важно.
  3. Вы станете намного счастливее, вам снова станет интересно и радостно жить, как в детстве.
  4. Вы обретете новых друзей-единомышленников.
  5. Постепенно вы выйдите на свой Путь, найдете свое Предназначение и любимое дело.
  1. А когда вы найдете свое Предназначение и займетесь любимым делом, вы начнете жить своей настоящей жизнью, чувствовать, что находитесь на своем месте и делаете то, что должны делать.
И еще хочу сказать об очень важном, что нам дает Творчество. Творческие занятия, как и, например, медитация или процесс созерцания красивого пейзажа, полностью погружают человека в состояние «здесь и сейчас». То самое состояние, о котором все гуру мира говорят, что именно оно ведет к ощущению счастья и гармонии. Михай Чиксентмихайи называет такое состояние Потоком.
P.S. Михай Чиксентмихайи является исследователем вопросов креативности и личного благополучия, основателем позитивной психологии, автором книг о психологии, счастье и творчестве.
В своей книге «Поток: Психология оптимального переживания» он говорит о том, что именно пребывание в состоянии Потока и приводит нас к состоянию счастья и гармонии с собой и миром:
«Поток – это состояние внутреннего равновесия, которое возникает при полной концентрации внимания на поставленной задаче и достижении цели. Когда мы занимаемся тем, что увлекает нас, заставляет погрузиться целиком и полностью, то часто говорим, что «находимся в потоке», «плывем по течению», не замечая ничего вокруг. Ощутить потоковое состояние можно, читая интересную книгу, занимаясь любимым хобби, слушая любимую музыку.
Существуют виды занятий, благодаря которым можно научиться состоянию потока и практиковать его. Их разделяют на физические (спорт, йога, прогулки, прослушивание музыки, приготовление любимой еды) и интеллектуальные (чтение, наука, творчество). Они требуют именно той степени вовлеченности, которая необходима для оптимального переживания, способны придать чувство радости от текущего момента, подарить новые идеи и открытия в процессе. При этом важен не уровень профессионализма в выбранном занятии, а степень заинтересованности в нем. Испытав чувство потока в своем физическом или интеллектуальном увлечении, человек будет стремиться к нему в работе и жизни, и главное – ему уже будет понятен механизм его достижения.
Если человек способен так организовать свое сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнет улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.
В потоке происходит расширение границ своего «я»: увлеченный человек, воплощающий поставленные перед собой цели, заинтересован лишь в деятельности, приносящей ему радость, и не тратит внимания на самоанализ. Возникает чувство гармоничного единства с рабочим пространством, командой, миром вокруг.»
Резюме: делая что-то с удовольствием, занимаясь тем, что мы по-настоящему любим, раскрывая свои таланты, осмысливая каждое действие, мы черпаем вдохновение и энергию в этом состоянии, и это помогает достичь состояния гармонии и жить счастливо.
 Мой личный опыт:
В детстве я была очень творческим ребенком: рисовала, лепила из глины и пластилина, делала поделки из природных материалов, сушила гербарии и делала из них картины, вышивала, увлекалась кулинарией, писала сама для себя какие-то книжки и сама рисовала в них картинки и занималась множеством других интересных дел. Я свободно выражала себя, ощущала себя важной и ценной частью мира, и жила в гармонии с собой и всем вокруг.
В школе для творчества и любимых дел было еще достаточно времени, логичность школьных заданий уравновешивалась моей творческой деятельностью после школы: курсы вышивки и шитья, изготовления картин из соломки, плетение макраме, мое увлечение кулинарией, рисование, — на все эти творческие занятия пока находилось время в плотном графике  и все было более-менее хорошо, я чувствовала себя достаточно счастливой, контакт с собой был хорошим.
Проблемы начались в институте. Я еще не понимала, что происходит, мне казалось, что это нормально, что у меня практически не остается времени на мои любимые дела и я почти все время нахожусь в стрессовом состоянии, ведь я начала взрослую жизнь, мне надо учится, чтобы получить хорошую, престижную, высокооплачиваемую работу. И я ее получила. Именно такую какую хотела: престижную, высокооплачиваемую, с возможностью дальнейшего карьерного роста и соответственно заработной платы. В то время я совершенно не задумывалась, что работа должна нравиться, доставлять удовольствие, способствовать реализации потенциала и личностному росту. Нет, критериями выбора были те, которые я указала. И я получила именно то, что просила: она была именно такой.  А еще она оказалась рутинной и скучной: моя работа была с бумагами и цифрами в финансовой сфере… Работа поглотила все, замкнула на себе весь мой огромный, интересный, яркий мир и он стал скучным и серым. Моя профессиональная деятельность занимала по 10-12 часов ежедневно, и иногда даже выходные. И что самое ужасное, она словно высасывала всю мою энергию, поглощала всю мою радость и счастье. Ни на что, кроме работы, не оставалось ни времени, ни сил, ни энергии. Я окончательно потеряла связь с самой собой, а вместе с ней – компас, указывающий мне куда мне идти, где мне будет хорошо: мою интуицию. Что привело к глубокому личностному кризису при внешне благополучной картинке.
И вытащило меня из этого болота именно творчество. Робкие попытки начать делать то, о чем я всегда мечтала. С семнадцати лет я мечтала освоить флористическое мастерство, и только в тридцать я решилась записаться на курсы. Мне все понравилось и у меня получалось! Постепенно страхов становилось все меньше и меньше, а веры в себя все больше и больше. Я поняла, что если мне что-то нравится и интересно, то приложив достаточно усилий, я могу этому научиться. Потом было интуитивное рисование, профессиональные декораторские курсы, декупаж, рисование маслом, акварелью, акрилом, работа с глиной, оформление свадеб и выставок, Утренние страницы и Творческие свидания.  Все это вывело меня на свой Путь и привело к коучингу и созданию своего проекта в Интернете. С тех пор, как в моей жизни появилось творчество, жизнь снова обрела краски, а я почувствовала себя счастливой. Мне снова стало интересно и радостно жить, а мой мир снова полон чудес и волшебства, как в детстве.

Пригласите Творчество в свою жизнь, разрешите себе творить в меру своих сил и способностей. Просто начните. И наблюдайте за тем, что будет происходить в вашей жизни. А происходить будет самое настоящее волшебство: превращение гусеницы в бабочку… Ведь творчество расправляет крылья нашей души.
И во всем, что вы будете делать, будет ваша любовь и частичка вашей души. И будет как в этом прекрасном стихотворении:
Вязала женщина Любовь, а может шила,
Из чистых белых облаков и всем дарила:
 Дарила солнцу и цветам, тебе, прохожий,
Дарила вам, дарила нам и миру тоже.
Вязала женщина Любовь — легко, несмело,
Вязала женщина Любовь и песню пела.
Вплеталась песня в кружева любви красиво,
И в сердце капали слова росой счастливой,
И хоть мотив совсем не нов- была в ней сила…
Вязала женщина Любовь…А может шила…

Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
P.S. Если  вы готовы от чтения перейти к действиям, чтобы всерьез заняться раскрытием своего творческого потенциала, я приглашаю вас в коучинг  для индивидуальной работы по адаптированной лично для вас программе. В которой вы, с моей поддержкой и помощью, начнете идти по увлекательному пути своего творческого возрождения и раскрытия своего творческого потенциала. Вы, наконец-то, начнете делать то, о чем всегда мечтали, но считали, что у вас совсем нет к этому способностей: возьмете в руки кисть или гитару, или бесформленный комок глины,  или что-то еще, о чем мечтаете именно вы, и начнете творить в меру своих сил и способностей, просто шаг за шагом постигая премудрости любимого дела и набираясь мастерства. А результатом будет удивительное чувство: «Я могу!», чувство счастья, полноты жизни и внутренней гармонии, которые приходят, когда реализуешь свое Предназначение.
Раскрывайте ваш  творческий потенциал, становитесь Творцом и будьте счастливыми! До встречи на курсе или в коучинге!
С любовью и верой в вас, Наталья Аряева.